Церковь Сурб Саргис (Текор)

Материал из Энциклопедия фонда «Хайазг»
Перейти к: навигация, поиск
Дополните информацию об организации


Церковь Сурб Саргис (Текор)
Церковь Св. Саргиса
St. Sarkiss (Tekor)
C9018 1.png
Дата основания: 478-490
Конфессии: Армянская апостольская церковь
Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви
Ссылки: [1]

Одновременно с центрально-купольными сооружениями в раннем средневековье в Армении разрабатывалась и архитектурная тема базиличных церквей с куполом. От последней четверти V в. до нас дошел один из важных и узловых памятников армянской архитектуры - Текорская церковь св. Саргиса. Точно датируемая строительной надписью 478-490 гг., церковь простояла полтора тысячелетия и была разрушена в первые десятилетия XX в.

Здесь близкий к квадрату зал разделен на три нефа двумя парами мощных пилонов. В сечении эти опоры являются развитием Т-образных пилонов базилик. Средний неф значительно шире и выше боковых. Все три нефа пересечены в среднем пролете трансептом одинаковой высоты с главным, средним, нефом.

Этот неф и трансепт образуют верхнюю крестообразную часть здания, в центре которой возвышается купол с кубическим барабаном. Таким образом, в конце V в. в Армении была создана форма крестово-купольной церкви, получившая в дальнейшем широкое распространение в армянском культовом зодчестве. Текорский собор на востоке имеет снаружи трехгранную апсиду, с выступающими за северную и южную стены прямоугольными приделами по сторонам. Приделы замыкают наружную галерею, окружавшую собор с трех сторон. Здание вместе с галереей возвышается на многоступенчатом стилобате. Купол Текора является древнейшим, дошедшим до нас, каменным куполом в Армении. В его пирамидальной форме в камне воплощена система деревянных шатровых куполов армянского народного жилища (Т. Тораманян). Форма и расположение приделов, галерея, декор памятника сближают Текор с Ереруйкской базиликой, а перекрытие угловых частей здания продольными цилиндрическими сводами показывает, что в основу Текорской церкви положена композиция трехнефной базилики. Считается даже, что она перестроена из трехнефной базилики с добавлением купола. Эту точку зрения обосновывают несовпадением осей арок, образующих подкупольный квадрат и перекинутых от пилонов к пилястрам стен зала. А главным доводом является расположение окон внутри фронтонов трансепта на продольных фасадах и сочетание горизонтального карниза фронтона с обрамлением окон, что будто бы доказывает их реконструкцию. Однако эти доводы недостаточно убедительны, так как оси арок не совпадают также в аналогичных постройках Одзуна, Мрена, в Двинском соборе, а сочетание карниза фронтона с наличником окна является распространенным мотивом в армянской архитектуре V-VI вв. и встречается в современных Текору памятниках исторического Ташира.

Текорская церковь имела два строительных периода, но оба датируются V в. Нижняя часть здания - около десяти рядов кладки - была построена из розоватого туфа чистой тески, а весь остальной объем - также из туфа, но кремового цвета. С. Мнацаканян, опираясь на анализ строительной надписи К. Кафадаряна, обоснованно доказывает, что упоминаемый в надписи князь Саак Камсаракан начал строительство четырехстолпной базилики еще до восстания армян против персов в 481 г. и успел возвести здание на высоту 10-11 рядов кладки. Затем последовал перерыв, вызванный восстанием, и строительство церкви, согласно надписи, завершилось в конце 80-х гг. V в. при католикосе Иоанне Мандакуни. Год его смерти (490) является крайней датой завершения строительства Текорской церкви и окончательного формирования ее не только плановой, но и объемно-пространственной композиции, включая также купол. Таким образом, памятник в Текоре является одним из первых примеров крестово-купольных церквей в раннехристианской архитектуре.

Предпочтение, отдаваемое армянскими зодчими крестово-купольной композиции купольным базиликам в раннем средневековье, можно объяснить их стремлением укрепить при высокой сейсмичности страны купол и погасить его распор сводами не только по оси восток-запад, но и по оси север-юг (С. Мнацаканян). Исходным типом церкви при создании крестово-купольной композиции в Армении является четырехстолпная трехнефная базилика (например, церковь IV в. в Ахце с квадратным залом). А идея купола на четырех свободно стоящих опорах уже существовала при сооружении Текорской церкви - такой была всеармянская главная церковь - Эчмиадзинский кафедральный собор.

Несмотря на то что в средние века, в IX-XIV, в Армении в основном строились купольные залы, для возведения главных церквей, как страны, так и отдельных регионов, применялась крестово-купольная композиция: таковы Анийский кафедральный собор в столице Багратидской Армении, собор Погоса-Петроса в центре Сюника Татеве. Крестово-купольные постройки с четырьмя опорами особенно широко применялись в Армении в позднем средневековье, став основным типом церковных зданий в Нахичеванской школе армянской архитектуры. Одновременно с центрально-купольными сооружениями в раннем средневековье в Армении разрабатывалась и архитектурная тема базиличных церквей с куполом. От последней четверти V в. до нас дошел один из важных и узловых памятников армянской архитектуры - Текорская церковь св. Саргиса. Точно датируемая строительной надписью 478-490 гг., церковь простояла полтора тысячелетия и была разрушена в первые десятилетия XX в.

Tekor: St. Sarkiss

Type:Three aisled basilica with dome. Location: In the region of Kars, Western Turkey. Date:IV or V c. foundations. VI or VII present form. Evidence For Date: Stylobate indicates very early origins for foundation. Inscription at Western entrance. Important Details:Free standing T-shaped piers and dome added in the 6th or 7th c. Portico on three sides. Small apse at end of north porch.

State of Preservation: Now completely destroyed. In photos taken before World War I, it was standing complete with dome. Reconstructions: Conversion from a basilica to a domed basilica in 6th or 7th c. Dome exterior reconstructed in 10th century. Summary: The Church of St. Sarkiss, Tekor is located in the village of the same name in Turkey, southwest of the ruined Armenian city of Ani (coord. 40-24 / 43-25). It is dated to the 5th century on the basis of archaeological evidence and its architectural style. There are also three inscriptions on the tympanum of the west portal that provide historical information on the Church. The inscriptions are considered copies of the original ones; however, are the subject of controversy regarding the name and dating of the original form of the Church.

The updated inscription is by the 5th century Prince Sahak Kamsarakan and states that he was the donor of "This Martrium of S. Sargis". It also includes the names of a contemporary bishop Hovhannes of Arsarunik' and the Catholicos Hovhannes. Most scholars accept the inscription as an authentic late 5th century document but the paleography indicates otherwise (Hovsepian and T'oramanyan). T'oramanyan also considers the inscription to refer to another Church, a smaller, more appropriate form for a moratorium. An added problem is that the Church is referred to in the inscription of 1008 by Queen Katranide, King Gagik I's wife, as S. Erordut'iwn (Holy Trinity), not S. Sargis. According to Marr, this means that Tekor had a change of name, while T'oramanyan thinks two different Churches are being mentioned. The third inscription is by Asot and dated 1014.

Preserved until 1911 when the cupola collapsed, Tekor was severely damaged by an earthquake in 1935. In 1964 (according to the Thierrys, 1965), all the facing stones had been removed from the site of the ruined Church. There was no evidence of their reuse on neighboring structures, as is often the case in Turkey. Tekor was originally a construction in basilican form with two pairs of cruciform pillars on the interior supporting cruciform vaults. According to Tíormanian, it was originally a pagan monument that had been converted into a Christian edifice. Shortly after its construction in the late 5th century, significant changes were made to the structure. A cupola was constructed over the enlarged square bay. A semicircular apse and two transversal chambers were built at the east end. The chambers projected to the north and south and abutted the portico.

The stone dome of Tekor was among the earliest to be constructed in Armenia, and until its destruction, Tekor was the oldest extant domed Church in Armenia (T'oramanyan). The dome was supported by enlarged free-standing pillars. The domeís early date is indicated by the fact that no pendentives or squinches were used to make the transition from the square bay to the circular drum of the cupola as in other Armenian Churches. Instead, four walls extended upward and inclined toward the center. Four slabs were placed diagonally on the corners of the pyramidal form at the base and top to make an octagon on which to rest the cupola. From the exterior the drum appeared to be a massive square crowned by a cornice. Above it was a narrow octagonal zone surmounted by the conical roof. The drum exterior is attributed to reconstruction work undertaken in the 10th century by the Bagratide as indicated in one of the inscriptions. The conical roof was umbrella-shaped.

The west facade contained figural relief sculpture (T'oramanyan and Marr) which appears to be the earliest example of a donor portrait of its type not only in Armenia and the Caucasus but in Christian art in general (Mnatsakanyan, 1971). The cruciform window under the gable with three circular arms and a rectangular base had a human figure with a headdress carved on either side of the opening. Above these two busts were two peacocks biting fruit from a cup at the top. The figures are identified as Sahak Mamikonian and a woman (T'oramanyan), although they were in ruinous condition when they were reported and photographed by T'oramanian and Marr.

There were two decorated portals on the north and one on the west elevation. The west portal had a horseshoe-shaped archivolt supported by two square pillars, each with four columns. Floral motifs on the capitals of the piers are similar to those in other Armenian basilicas (Kasal, 4th century and Ereroyk', 5th century) and in 6th century Syrian Churches (S. Serge of Dar Qita, and Churches at Kimar and Meez). Tekor had large windows with extended arches characteristic of 5th-7th century Armenian Churches. During reconstructions between the 10th and 12th century, many of these were narrowed and splayed in accordance with the style of the period. Red stone was used in earlier parts of the structure and yellow in later sections, offering evidence of changes.

Other indications of renovations include the ribbed, umbrella-like form of the pyramidal roof. The 10th century Churches of Xc'kawnk and Marmasen have somewhat similar coverings. Also, the lining of the pyramidal roof had preserved some tiles typical of roofs earlier than the 7th century.

Subsequent restorations occurred in the course of the 11th to the 14th centuries.

Bibliography:

  • Texier 1842-52, I, 120-121.
  • Alisan 1881, 131-135.
  • Strzygowski 1918, I, 335-341.
  • T 'oramanian 1942-1948. I, 185-220; II, 66-71, 148-156.
  • Harutjunian & Safarian 1951, 36.
  • Sahinian 1955, 87-91, 157-161.
  • Eremian 1955, 80-82.
  • Sahinian 1964, 110-115.
  • Krautheimer 1965, 230.
  • Thierry 1965, 171.
  • Architettura Medievale Armena 1968, 84.
  • Der Nersessian 1970, 102.
  • Khatchatrian 1971, 36-37.
  • Mnatsakanian 1971, No. 4, 206-216.
  • Harouthiounian & Hasrathian 1975, 36-37.
  • Manuchíarian 1977, 25-26, 38-44.
  • Der Nersessian 1977, 51.
  • Lafadaryan 1963, 115-136.
  • Khatchatrian 1971, 43-49, 51-53, 56-58, 62, 64, 69, 71-71, 89,96.
  • Medieval Armenian Architecture 1972, vi, xiii, 3, 17, 30, 36-43, 46-47, 50, 52, 58.
  • Cueno 1973, 104, 110, 121-122.
  • DíOnofrio 1973, 79, 81, 88-89, 91, 95-97, 101, 115, ills. 46, 162
  • Gandolfo 1973, 148-154, 157, 166, 174, 179-80, 184,-86, 192, 195-7, 203, 207, 214, 225-6,
  • 232, 234, 237, 248-9, 252.
  • Kouymjian 1973, 15.
  • Cone 1947, 18-20.
  • Kouymjian 1974, 1.
  • Hovhanesyan 1978, 6, 8.
  • Kouymjian 1978, 20.
  • Vysockij 1978.
  • Zaryan 1978.
  • Gandolfo 1982, 20-27.
  • Cuneo 1988, 642-644.
  • Kouymjian 1992, 22.

Изображения

Библиография

  • Армянская архитектура раннего христианства (CD)